Как в оперном театре

На высоком эмоциональном накале 29 апреля прошел сольный концерт выдающегося  баса, лауреата Международных конкурсов солиста Курской государственной филармонии  Андрея Капралова.

  Для самого низкого мужского голоса  написано не так много сочинений камерного репертуара. Но профессиональное мастерство и широкий диапазон голоса позволил курскому певцу раскрыть глубину и проникновенную чувственность в баритоновой лирике, начав концерт с романсов А. Даргомыжского (сл. Б. Шереметьева «Я вас любил», сл. А. Пушкина «Ночной зефир»).

  Чаще всего, басам предназначаются особые, статусные роли в оперных спектаклях. Их герои — победители, высокие духом, высокой моральной  чести, мудрецы.  Реже, этот уникальный тембр голоса композиторы используют для изображения комических персонажей, причем, своеобразно комических, с оттенком трагичности. Большинство самых известных оперных басовых ролей есть и в репертуаре Андрея Капралова —  партии Филиппа из оперы Дж. Верди «Дон Карлос»,  Лепорелло из «Дон Жуана» В. А. Моцарта, Базилио из «Севильского цирюльника Дж. Россини, Ивана Сусанина, Князя Игоря…

  Их он исполнял на сценах самых знаменитых оперных театров мира — Римской национальной оперы, Королевского театра Ковент-Гарден (Англия), Venti dio Besso (Италия), Геликон-оперы.

  Малая сцена Свиридовского концертного зала, на которой проходил сольный концерт Андрея Капралова,  на время превратилась в сцену оперного театра. Звучали романсы русских композиторов, больше напоминающие оперные зарисовки. Так, из сочинений русской классики, композитора А. Даргомыжского, по признанию певца, были выбраны романсы, содержащие ярко-контрастные образы, построенные по принципу диалогов, требующих яркой актерской, вокальной подачи «в ролях» (сл. П.  Беранже «Старый капрал», сл. А. Пушкина «Мельник»).

 Основную же часть романсов, прозвучавших в концерте, составляли сочинения, которые можно охарактеризовать как драматические оперные моно-сцены, требующие исполнения «на грани», когда происходит «надрыв», перелом в судьбе или состоянии главного героя. Особенно показательны в этом плане глубоко- психологичные романсы С.Рахманинова (сл. Ф. Тютчева «Все отнял у меня», сл. Полонского «Вчера мы встретились», сл. Бунина «Я одинок»).

  Настоящим обличением мира, криком души прозвучал драматический монолог С. Рахманинова на слова Мережковского «Христос воскрес», исполненный мощным капраловским  басом, казалось, наполнившим целиком, даже «через край» весь камерный зал.

 Трудно представить психологическое состояние, в котором должен пребывать певец, прикасающийся к самому трагическому сочинению самого яркого трагика в музыке 19 века М. Мусоргского — «Песни и пляски смерти». Внутренняя борьба с несправедливостью самого явления смерти как таковой и, в то же время, приятия ее как освобождение, как переход, как, вопреки всему, утверждение жизни – все эти переживания слышались в мощной вокальной подаче, неожиданной для такого молодого исполнителя.

Драматично-лихая, «наотмашь», сцена последней части цикла «Полковник»,  логично перетекшая в разухабистую, плясовую, стихийно-революционную песню Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского стала высшей драматической точкой всего концерта.

    Выступление Андрея Капралова не задумывалось, как праздник «с яркими огоньками и шариками». Это был праздник высокого  русского искусства, представленного в вокальной миниатюре, и создание которого по плечу только выдающимся басам, традиции А. Ведерникова.

  Оттеняли накал страстности, давали своеобразную психологическую разрядку хрупкие, лирические фортепианные миниатюры С.Рахманинова (Прелюдия ор. 24, Этюд-картина ор.39).  Интимно-тонко они прозвучали в исполнении солиста Курской государственной филармонии Андрея Антонюка, который сумел мастерски переключаться от концертмейстерского дуэта с А. Капраловым.

  Искушенные слушатели, поклонники творчества А. Капралова и А. Антонюка, не скрывали своего восторга. Не могли не проникнуться «магией» их энергетики и те, кто услышал их впервые. Все в едином порыве, стоя, криками «браво» благодарили музыкантов за  счастье побывать на настоящем драматическом моно-спектакле.

  И, конечно, этот концерт пополнит список фанатов А. Капралова, а культура города – поклонников серьезной музыки.

Музыковед Л. Мандрик.

 

Поделиться: